В 2014 году мир моды встряхнула компания Vetements — как ураган, сметающий условности. Её основатель, Демна Гвасалия, тогда заявил, что его творения — это «приземлённая натуральность» для молодёжи, которая предпочитает асфальт подиумам. Но сейчас фанаты бренда чешут затылки: не слишком ли буквально дизайнер понял свою философию? Особенно после коллекции, где рваные трусы соседствовали с намёком на деконструкцию морали.
Vetements всегда балансировал на лезвии бритвы — между гениальностью и абсурдом. Их вещи напоминали то ли арт-протест, то ли гардероб героя постапокалиптического блокбастера. Но если раньше это вызывало восторженный шок, то теперь — недоумение. «Приземлились» ли они слишком низко? Или просто публика устала от провокаций?
Пока Vetements экспериментировал с дырами на джинсах, в мире высокой моды разразился скандал куда серьёзнее. Риккардо Тиши — дизайнер, чьи руки касались Givenchy и Burberry, — оказался в центре обвинений в сексуальном насилии. Иск против него подал 35-летний мужчина, встряхнув индустрию, где шепотом говорят о «тёмных комнатах за кулисами».
Тиши, к слову, был близок с топ-моделью Ириной Шейк — их дружба казалась эталоном гламурного альянса. Теперь же этот альянс отбрасывает мрачную тень. И пока юристы скрещивают шпаги, фанаты гадают: не окажется ли следующей коллекцией Vetements тюремный роб?
Мода всегда отражала Zeitgeist — дух времени. Но если раньше она играла с образами бунта, то теперь, кажется, сама стала его жертвой. Vetements, начинавший как вызов системе, теперь выглядит как её странное подобие. А громкие имена, вроде Тиши, напоминают: за блеском страз иногда скрываются очень неприглядные истории.
Остаётся вопрос: когда мода перестанет шокировать — потому что шокировать уже нечем?